Старый Новый Год Кино

Лучшие фильмы 2017, которые покажут в 2018

Редакция glukk отличается особой ленью и графофобией, и чтобы вам два раза не читать, Юля Гулян выбрала любимые фильмы минувшего года, которые выйдут в России в 2018.

«Форма воды» (Shape of Water), реж. Гильермо дель Торо

Воу-воу полегче с мейнстримом, может еще победителя Венецианского Кинофестиваля в топ возьмете? А, это он и есть. Сказка о человеке-амфибии времен Холодной войны с юмором и лучшей работой художника. На стороне чужого-амфибии — угнетенные отщепенцы всех мастей: влюбленная в него немая героиня Салли Хокинс (вы точно помните ее по беспонтовой сестре в «Жасмин» Аллена), ее чернокожая коллега (вместе моют полы в секретной лаборатории), творческий сосед-гей и ученый с обостренным чувством справедливости. Против них — агенты ЦРУ (в лучших костюмах) и КГБ (попроще, но тоже достойно, и у главного гэбиста фамилия нет, не Бахтин, а Михалков). В отличие от номенклатурной «Войны полов», тут настоящее торжество феминизма, да чего там — всех некогда ущемленных, но главное — это прекрасная сказка о силе храбрых любящих сердец.

В прокате с 18 января

«Мешок без дна», реж. Рустам Хамдамов

«Мешок без дна» — одна из сказок Шарехезады, в этом случае — фрейлины Светланы Немоляевой (бенефис, а то и вовсе лучшая роль), которая развлекает императора Александра II и его немногочисленную свиту, рассказывая сказку про царевича, ходячие грибы, Бабу Ягу (исполняет Алла Демидова!) и еще черт знает кого. Фильм основан на рассказе Рюноске Акутагавы, а задумывался и вовсе как детская сказка: «Рай у нас был в детстве: там мы были бессмертны». Нужно ли говорить, что гениальный Хамдамов затолкал в свой «Мешок без дна» не только «Расемон» и героев ваших детских кошмаров, но и Орсона Уэллса и Антониони, Святого Себастьяна и мишек в сосновом бору. А еще это настоящий Параджанов, от бриколерства (Хамдамов сам и свет ставил, и дворцовые шторы из бумаги делал) до хулиганского изобретательства — ну кто бы еще поставил Немоляеву на лыжи!

В прокате с 18 января

«Убийство священного оленя» (The Killing of a Sacred Deer), реж. Йоргос Лантимос

Еврипид как он есть: беспощадный рок нависает над отцом семейства (Колин Фаррелл) за то, что он профакапился на операции и погубил человека со связями «там». После этого жизнь идет под откос: сначала маленькие уступки, потом дикие жертвы. Это античная трагедия, детка: отстраненность, антипсихологизм, практически лица-маски — и удивительные роли Фаррелла, Николь Кидман и Барри Кеогана. Если вам по вкусу наблюдать за тем, как до смешного беспомощны люди перед лицом судьбы, то фильм вам понравится. Вернее, может и не понравится, но катарсис вы точно испытаете. Очевидно, самая цельная и совершенная работа Лантимоса — и каннской ветки на такое не жалко.

В прокате с 15 февраля

«Проект Флорида» (Florida Project), реж. Шон Бейкер

Если, врагу не пожелаешь, пришлось бы выбирать один фильм из всех увиденных в 2017, то это, без сомнения, был бы «Проект Флорида». Шон Бейкер романтизирует жизнелюбивых маргиналов — транс-проституток в «Танжерине», постоянных обитателей мотелей в «Проекте Флорида». Главная героиня «Флориды» — предоставленная сама себе девчонка Муни, которая дни напролет носится по задворкам Диснейленда, выводит из себя управляющего (говорят, лучшая роль Уиллема Дефо — похоже на правду), сыплет правилами жизни и поддерживает любые выкидоны не самой примерной мамы в духе «Волчка». К счастью, дело происходит не в Свердловской области, и хронотоп Майами накладывает отпечаток: на что бы ни снимал Бейкер — на айфон или на 16мм — получается залитый оранжевым солнцем чистый неон: лавандовые дворцы мотелей, бирюзовые кубики-моллы, золотые киоски с мороженым.

В прокате с 8 марта

«Ты никогда здесь не был» (You Were Never Really Here), реж. Линн Рэмси

Пожалуй, главное открытие конкурсной программы Каннского Кинофестиваля, где показали даже не финальный монтаж фильма. Герой Хоакина Феникса — ветеран и киллер Джо, живет с мамой и незаметно рассекает по криминальному Нью-Йорку исключительно по работе. Новое задание — освободить подростка-дочку сенаторов, которую украли и держат в борделе. Похоже, что за этим стоят очень влиятельные люди, но отступать уже поздно. Дело осложняется мрачными флэшбеками из детства Джо и клаустрофобным саундтреком Джонни Гринвуда, который качает и загоняет в мрачную воронку безысходности так, что музыка Бернарда Херманна покажется Диснейлендом — не удивительно, что мама Джо засыпает под «Психо». Вот и славно — наконец-то кто-то потеснит La La Land в топе саундтреков.

В прокате с 22 марта

А также! «Карп отмороженный», после которого вам захочется позвонить бабушке; режиссерский дебют Греты Гервиг Lady Bird, который никто не видел, но все одобряют; «Миссис Хайд» о дьявольской силе в душе забитой училки Изабель Юппер.