Мальчик, который рыжий

Почему «Фантастические твари и где они обитают» — лучший фильм поттерианы

fantastic-beasts-eddie-redmayne

Трансгрессия поттерианы из Хогвартса нулевых в Нью-Йорк 20-х прошла гладко: мегаполис столетней давности нами так же загадочно любим, как и мир закрытых британских школ с вековыми традициями. Эпоха располагает: технический прогресс пугает не меньше полтергейстов, до Великой Депрессии еще далеко, до разочарования в идеалах Просвещения — тем более. Ревущие двадцатые Йейтс и лучшая команда художников передали с любовью реконструкторов: от небоскребов до душевых кабин, от станции City Hall до изумительных костюмов — декадентских у главных героев и вполне себе милитари-шик у главного антагониста в исполнении Колина Фаррелла.

Мы видим и волшебный, и магловский Нью-Йорк глазами британца, мага-зоолога Ньюта Саламандера. Эдди Рэдмейну удалось и героя сделать тем еще фантастическим зверьком — робким и бесхитростным поначалу, юрким и неуловимым ближе к развязке. Каждому из фантастических тварей Саламандера предоставлен свой звездный час. Эти шоу-стопперы в духе «Охотника на крокодилов» заменяют по первости и чемпионат по Квиддичу, и Кубок Огня.

Роулинг впервые сделала главными героями волшебного мира четырех взрослых людей, но с первых же кадров становится понятно — это все те же дети, вернее — кидалты, инфантилы-лузеры, которым в жестоком Нью-Йорке 20-х приходится так же несладко, как в Хогвартсе жилось заучке-полукровке, рыжему простофиле и сироте с тяжелым бэкграундом. Вот вам четверка главных героев: Ньют заявляется в Америку, толком не зная законов ее волшебного мира, и тут же попадает под статью; его подруга Тина — бывший мракоборец без понятий о субординации, которую уволили и теперь не принимают всерьез; ее сестра — милая простушка без претензий на карьеру довольствуется работой секретарши; наконец, немаг Якоб Ковальски, который не может получить кредит под булочную, потому что нет залога и вообще уже поточное производство вовсю. Этих чудаков отфутболивают и в лучшем случае не замечают. Все они не с первого раза понимают, что им говорят, и от этого, к сожалению, страдает и их чувство юмора (ну кроме Ковальского) — им чужд метафоричный язык взрослых, а с ним и ирония. Но эти четверо действуют с таким детским отчаянием, что в конце концов добиваются своего, а заодно и преображаются, будто после семестра в Хогвартсе. Повзрослев за это приключение, они разъезжаются по домам на каникулы, но и Дурслю ясно, что эти четверо скоро снова встретятся, чтобы вернуть всех нас в детство.

Поттериана до этого момента была в первую очередь о том, как дружить и как справляться с потерей близких. Но не в последнюю — и о том, как справляться с детскими травмами и принимать других. Про травмы без спойлеров не получится, но смело можно сказать, что «Фантастические твари» — о том, как не бояться другого, видеть в нем кого-то, кроме врага. Ньют Саламандер — не просто фриковатый ученый, которому найти общий язык с животными куда проще, чем с людьми. Саламандер пропагандирует интерес к неизвестному — «Эти животные безобидны… почти все!» — но ему противятся не только зашоренные маги Нового Света, которые еще даже браки с маглами до сих пор не легализовали («неужели кто-то за магла замуж пойдет?»). Равновесия ради, пока в магловской Америке 20-х сынок медиа-магната метит в кандидаты от республиканцев, в магической Америке президентом уже стала Рианна, которая, впрочем, придерживается политики протекционизма. Как мы знаем по Симпсонам, хороший попсовый сценарий часто становится пророческим. «О нет, нет, сценарий задумывался задолго до Трампа», — скажет Йейтс в интервью The Guardian. Еще одна радикал-консервативная сила — борцы с ведьмами и прочей чертовщиной вроде кинотеатров и автомобилей — вот уж кто оправдает рейтинг 12+.

Только едва ли Ньют — предшественник (наследник?) Поттера: все же он стал героем совсем случайно, хоть и такой же очаровательный заморыш. Зато предшественник Волдеморта появится (да еще в чьем исполнении!), перекинув мостик к Дамблдору и нашему времени, еще раз напомнив, что история никого ничему не учит, ошибки повторяются, зла всегда больше, но добро — сильнее.