Хорошего дня!

Лучший фильм Берлинале-2017 — это китайский мультик

Анимационный фильм «Хорошего дня» (Have a Nice Day) открывается цитатой из «Воскресения» Толстого: «Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались… весна была весною даже и в городе». Режиссера Лю Яня интересуют пограничные состояния, и действие фильма разворачивается на задворках китайского мегаполиса, где город сталкивается с деревней и встречаются маргиналы всех мастей: мелкий предприниматель в малиновом пиджаке и художник-конъюнктурщик, который спит с его женой, изобретатель-стартапер и мясник-наемник в адидасах. Мрачные, немногословные и болезненно-бледные то ли от затяжной зимы, то ли от беспощадных ламп в интернет-кафе, все они отчаянно ищут точку опоры — спортивную сумку, набитую купюрами с довольным Мао.

Лю Янь по образованию художник, и до 2007 года занимался современным искусством, а потом заложил дом и снял свой первый мультик «Piercing I». «Хорошего дня» — его второй полнометражный фильм, и опять он и сценарист, и режиссер, и аниматор, и продюсер: «Мне просто повезло — у меня было лишних три года». И хотя многие темы (вплоть до сумки с деньгами и имени главного героя) перекочевали из дебютной работы, визуально «Хорошего дня» заметно отличается — куда более скупой на детали, контрастный и прерывистый.

«Хорошего дня» — настоящий китайский нео-нуар, где вместо роковой красавицы — невеста после неудачной пластики, а вместо стильных детективов — шестерки с расплывчатыми представлениями о морали. Это не Коэны, скорее «Прикосновение греха» Джанке, а еще больше — «Черный уголь, тонкий лед» Дяо Инаня, в котором до фланерства неспешное преследование разворачивается в северной китайской провинции. Изображающие жертву ракурсы с нижней точки, романтика спальных районов, редкие неоновые вывески озаряют ожесточенные лица, — анимация позволяет Лю Яню сделать эту чувствительность движущей силой сюжета.

Вы — один из тех профессионалов, как в кино? Восхищаюсь вашей работой, «Крестного отца» много раз смотрел! Всегда мечтал быть наемником, да крутости не хватало.

При всей минималистичности картинки, фильм набит культурными кодами. Это мир, где сквозь стыки в панельных домах мерцает холодным светом поп культура от Стива Джобса до «Дедпула» — их цитируют в оправдание смелых затей, их словами руководствуются в минуты смятения. «Мне показалось, будет забавным, да и повысит градус абсурда, если хитмэн по дороге на дело услышит по радио речь Трампа после победы на выборах», — объясняет Лю Яня. У того же хитмэна в комнате висит русский постер «Форсаж-4» и «Роки» — что, безусловно, говорит о глубине характера лучше любых поступков.

В любом мультике звук играет куда более важную роль, чем в игровом фильме,компенсируя отсутствие визуального шума. Здесь саундтрек — отдельный праздник. Всю музыку — от диско-агитки Shangri-La до финальной композиции, где хор поет «Я — страдания юного Вертера» — написали The Shanghai Restoration Project, которых можно услышать и на показах Dior, и в Старбаксе: китайский джаз 30-х, электроника и немного хип-хопа.

Герои Лю Яня не просто готовы глотки перерезать за сумку с миллионом — ими движет что-то настолько мелкое, что становится смешно и грустно: сыграть обещанную маме свадьбу, свалить в Шангри-Ла или хотя бы перестать смотреть на цены в супермаркете. Но в этих нелепых бренных мечтах мерцает что-то человеческое, знакомое и универсальное. Может быть, поэтому мультик вопреки (благодаря?) беспросветно-черному юмору оставляет надежду на весну даже в самом мрачном городе.