Остров невезения собак

Второй мультик Уэса Андерсона открыл Берлинский Кинофестиваль

Анимация редко попадает в основной конкурс Берлинале. В прошлом году стену пробил китайский «Have a Nice Day» Лю Яня. Гипнотическая, с виду небрежная криминальная история о приключениях спортивной сумки с деньгами и сегодня кажется самым ярким событием Берлинале.

В этом году фильмом открытия стал анимированный фильм Уэса Андерсона. События «Острова собак» разворачиваются в японском мегаполисе недалекого светлого будущего, в центре — как всегда у Андерсона — невероятный криминальный сюжет, чей абсурд не мешает пройтись по всем болевым точкам настоящих нас и напомнить, что добро и честность иногда побеждают. В обстановке замыленного ретро-футуризма коррумпированный мэр с диктаторскими замашками придумывает нового врага: теперь это собаки с опасным гриппом. Тощих мохнатых нарколептиков, вчерашних любимцев и призеров выставок, изолируют на отдельном острове, судя по конфетти в море и бутылкам от саке везде — насыпном, из мусора.

На поиски любимого пса отваживается лишь один житель префектуры, маленький пилот — 12-летний сирота, племянник диктатора. На его стороне — школьники-пассионарии и кандидат от оппозиционной партии ученых в сопровождении молчаливой красавицы (эффектно изобретают вакцины, пьют за науку из пробирок), а еще — вера в дружбу и ораторское искусство. В самый ответственный момент парень читает хокку «Что стало с лучшими друзьями человека?», чем выбивает слезу даже у собак. Впрочем, у тех весь фильм глаза на мокром месте — «было невыносимо два года работать с мимикой собак, ведь они не улыбаются» — признался Андерсон.

«Остров собак» — второй анимированный фильм Уэса Андерсона, хотя как будто бы анимация нужна была только, чтобы сделать убедительных главных героев-собак. Не рисовать же дикую антропоморфную мимику поверх реальных животных — спасибо, насмотрелись. Все герои говорят на родных языках: люди — на японском (переводит студент по обмену голосом Греты Гервиг), собаки — на английском. В остальном «Остров собак» — снова бунт воспитанных меланхоликов, он же — бенефис Шварцмана (здесь сценарист) и Мюррея, Суинтон и Йоханссон, а еще Кейтеля и даже Йоко Оно: в анимации не откажешься, сославшись на график.

Уэс Андерсон — может быть, самый мультяшный режиссер современности — не потому что ходит в костюме бесподобного мистера Фокса и заливается краской на пресс-конференциях. Кто еще из современников столько внимания уделяет изолированному цвету, ритму, композиции и звуку, кто с одинаковой скрупулезностью и формальной отстраненностью ставит и рождественскую рекламу H&M, и сцену приготовления ядовитых суши. Кто каждым кадром напоминает о том, что вы смотрите кино, а значит, в одной сцене смешное сменяется страшным, а узнаваемое — невероятным, и это нормально.