Солнышко в руках

Для всех, кто видел полный трейлер «Солнцестояния», не будет сюрпризом, что второй фильм перехайпованного Ари Астера (слышали о «Реинкарнации»? Конечно, слышали!) — вовсе не заявленный хоррор. Впрочем, продюсеры из А24 не зря начинали как лихие инди-прокатчики: для «Солнцестояния» они придумали продающее промо, заработав если не на кассовых сборах, то хотя бы на мерче с цветочными принтами. Хоррор средь бела дня — заманчивый, но быстрорастворимый концепт, который превратил потенциальный ужастик в неудачный ремейк «Теней забытых предков»: невыразительные до полной анти-психологичности артисты в венках и ситце упорно изображают ритуалы в надежде закружить в хороводе дурачков-аспирантов — а те и рады!

Хороший фильм спойлерами не испортишь, но не испортишь ими и «Солнцестояние»: в истории об осиротевшей Дени, которая отказывается от беспонтового парня и обретает квази-семью в карикатурном шведскомьюнити с жуткими ритуалами, все развивается ровно так, как того и ожидает даже самый наивный зритель. Фольклорная экспедиция в деревню Харга оборачивается наркотрипом еще на полпути в заветную счастливую общину, но рассчитывать на известный «Трип» не приходится: одурманенные PhD-шники лишаются последней воли и перестают действовать, доверяясь улыбчивым и таким же заторможенным прихожанам, которые растягивают свои застолья и пляски в слоумо на 2,5 часа.

Единственная действительно холодящая душу сцена дана нам еще до начальных титров: кошмар неотвеченных мейлов и длинных гудков. Сестра Дени с биполярным расстройством не выходит на связь, что буквально сводит Дени с ума — да тут любой бы свихнулся. Собственно, это последний раз, когда главная героиня предпримет хоть какие-то действия: 4 письма сестре, один звонок родителями и один — бойфренду с низким эмоциональным интеллектом и близким Дени эскапизмом. Этот кидалт и затянет девушку в Швецию — а ведь говорили друзья, что от нее одни неприятности.

Ари Астер не верит в находчивость зрителя настолько, что многократно предвосхищает и без того нехитрые перипетии сначала намеками худпоста (постеры и картины, буквально иллюстрирующие и солнцестояние, и королеву бала, разнообразят относительно мрачный первый акт), а потом и вовсе функциональными репликами главных героев, которые еще чуть-чуть и заговорили бы стикерами из пэка «я еще не договорила!». К середине второго акта за этой манифестарностью (коммуна как семья, доведенная до состояния единого организма, противостоящего крайнему индивидуализму вновь прибывших) мерещится даже концепция, достойная короткого метра — для полного метра конфликты катастрофически слабы. В конце концов, долго ли хочется наблюдать за героями, чья единственная проблема в жизни — поделить между собой тему диссертации?