Мамочка

Ксавье Долану 25 лет, и он снял самый крутой фильм 67 Каннского Кинофестиваля, а чего добился ты?

1
И дело даже не в возмутительном формате кадра 1:1 — привыкаешь к нему намного быстрее, чем к инстаграму три года назад. Долан развивает тему дебютного «Я убил свою маму», и там где у сами-знаете-каких номинантов была бы занудная проповедь, у Долана — изящная и не лишенная иронии история об иконоклазме детей и материнства. «Может еще канонизируете этого ребенка?» — усмехнется в самом начале фильме мамочка. Да и где еще в соседних кадрах можно увидеть и «Снятие с креста», и цитаты «Одного дома»?

Условная франкофонная часть Канады в ближайшем будущем. Экзальтированная Диана (или попросту Die) — женщина с сильным характером и акцентом (таким сильным, что фильм на французском показывают в Каннах с французскими субтитрами) забирает из интерната сына-подростка. Со Стивом они бы жили душа в душу, но вспышки гнева и гиперактивность сына подрывают шаткое равновесие в доме. К счастью, появляется новая соседка — болезненно-робкая учительница Кайла, которая не может больше работать с детьми, зато она берется учить Стива, и на какое-то время воцаряется идиллия…

Казалось бы, скучная мелодрама, но как бы не так: если вдруг вам надоест следить за тем, как Стив катается на лонг-борде, раскинув руки как на распятье, в одночасье свирепеет, а потом вдруг пускается в танцы, или как Диана придумывает очередной невероятный наряд по ту сторону хорошего или дурного вкуса, всегда можно переключиться на картинку, тем более что сходства с инстаграмом добавляет пересвет, короткое фокусное расстояние и, конечно, фильтр вроде Toaster. Обычно в среднем формате с трудом умещаются двое, да и динамика кадра страдает, но здесь все работает прекрасно. А для тех, кто так и не смог избавиться от чувства клаустрофобии, пару раз за фильм герои буквально руками мечтательно раздвинут рамки кадра до привычных 16:9 — под рапид и очередной хит 90-х. Страшно представить, какая доля бюджета ушла на саундтрек, но оно того стоило: последний раз Wonderwall звучал так же уместно в «Эффекте бабочки», Селин Дион — в «Титанике», а Лана Дель Рей — наверное, никогда.