Римский кинофестиваль: от Джонни Гринвуда до Джонни То

Топ-5 Римского МКФ 2015

paul-thomas-anderson-jonny-greenwood

Никто особо не рвется на Римский Кинофестиваль — все-таки не Венеция. А зря: последние годы Рим исправно показывает все лучшее, что было на фестивале в Торонто — а туда уж точно никто никогда не доедет. Рассказываем про самые интересные фильмы фестиваля.

1. Junun, режиссер Пол Томас Андерсон

Первый документальный фильм Пола Томаса Андерсона больше всего похож на удачный микстейп: длится час, по ощущениям — минут 15. К северо-индийским музыкальным гуру совершают звездный десант Джонни Гринвуд и Шая Бен-Цур, чтобы записать совместный альбом. Правда индийский бэнд настолько крут, что Гринвуд, отвечающий за гитару и электрофон, весь фильм сидит в сторонке. Фирменный почерк Андерсона едва различим — о присутствии классика напоминает лишь случайно попадающий в кадр дрон. Впрочем, там и так всего через край: шафран и кобальт, синтезаторы громоздятся до потолка, на духовых — человек семь, четверо музыкантов просто хлопают в ладоши, и, кажется, это необходимо. Junun — это великий коллаж, который одобрил бы и Параджанов: безмерное наслоение музыкальных культур, ковров и богов. «Junun» означает манию или просто очень сильную любовь, без меры. «Я уважаю всех богов всех религий, мне без разницы» — скажет один из музыкантов и пойдет молиться.

2. Room, режиссер Леонард Абрахамсон

Драматизм без истерики и любовь к жизни в дуэте Бри Ларсон и Джейкоба Тремблэ сделали фильм удивительным кинематографическим опытом: зал смеется, через три секунды рыдает, и вновь заливается смехом — а это не хуже Букера за одноименный роман Эммы Донохью. Для экранизации автор вызвалась сама написать сценарий. Продюсеры перевели дух: вряд ли кто-то смог бы лучше передоверить камере субъективный взгляд ребенка. В конце концов, если в книге довольно долго непонятно, почему пятилетний мальчишка думает, что вся вселенная ограничивается комнатой, где живет он вдвоем с мамой, то в экранизации через пару минут становится ясно: это кромешный ад, в котором маньяк уже 7 лет держит девушку, а теперь еще и ребенка, который родился там же и ничего, кроме телека с помехами, в своей жизни не видел. И ровно в тот момент, когда зритель готовится к самым тяжелым двум часам своей жизни, мама решается на побег, и он удается! Горькая ирония судьбы в том, что вернуться в родительский дом после такого кошмара будет чуть ли не сложнее, чем сбежать из заточения.

3. Office, режиссер Джонни То

Джонни То, который выпускает фильмы со среднекитайской скоростью 3-5 в год, снял эпичный мюзикл о тяготах корпоративной жизни накануне кризиса 2008. Из специально приглашенных актеров — Чоу Юнь-Фат из Hardboiled и еще сотни фильмов. Косметическая империя, топ-менеджеры-любовники, стажеры-темные лошадки, и все это в офисной высотке, где отведены места для курения, сплетен и самоубийств, и где полосатое неоновое всё. И хотя танцует в фильме больше всех камера, песни клерков и совета директоров превращаются в яркие обличительные номера в духе Брехта — за метафоры отвечают костюмы и декорации Уильяма Чанга, того самого художника-постановщика, которому обязан Вонг Кар-Вай. Песни все как на подбор: «Любить — значит закрывать дефицит бюджета»; «Мне уже 40, а у меня ни семьи, ни сбережений» и «Нет ничего лучше настоящего момента, carpe diem».

4. The Whispering Star, режиссер Сион Соно

В Риме показали третий из шести фильмов, которые Сион Соно снял в 2015 году (итого напару с соотечественником Такаши Миике они выпускают в год примерно столько же фильмов, сколько все мэйджоры российского кинопроката, и безо всякой поддержки Фонда Кино). Не в пример привычным мэшапам Соно, The Whispering Star — камерный sci-fi о теплом ламповом мире, который мы потеряли, и об отголосках японского землятрясения 2011. Йоко, межгалактический курьер-андроид, питается от аккумуляторных батареек АА, тусуется с бортовым компьютером в духе радиоприемников середины века, ведет дневник на Walkman. Их корабль внутри хранит минималистичный японский быт 50-х, снаружи напоминает пагоду. Посылки отправляют только люди — слишком уж непрактично — да и то одна страннее другой: кусочек 35-мм пленки, карандаш, окурок… Людей на земле и других планетах осталось совсем мало, и все они страдают от ностальгии на выжженных землях. Йоко — единственная, кто может их спасти — вылитый Валл-и.

5. Demon, режиссер Марчин Врона

Польский мистический фильм выглядит как «Горько! 2» с налетом коллективной травмы. Молодая пара собирается праздновать свадьбу в старом дедовском доме. Накануне жених зачем-то откапывает чьи-то останки, и с этого момента все идет под откос. Ему мерещится девушка в винтажном подвенечном платье, он заговаривается, падает в обмороки, а потом и вовсе скатывается до раздвоения личности: бормочет на идише, возомнив себя молоденькой Ханной. Все эти метаморфозы под гнетом исторической памяти — не помеха для застолья (перед гостями неудобно — что скажут?) с водкой, драками и пьяными танцами. Жутко и смешно. А теперь просто жутко: через неделю после премьеры в Торонто режиссер фильма Марчин Врона был найден мертвым в гостиничномере.