Санденс-2019: Give Me Liberty

Два фильма Санденса про русских и не только

Санденс — самый международный из американских фестивалей — особенно гордится своими не-американскими фильмами, хотя и национальный конкурс тут такой обескураживающе крутой, что непонятно, как потом смотреть Берлинале.

Российских фильмов на Санденсе-2019, как водится, нет, но по крайней мере два фильма с русскими корнями на фестиваль попали. В документальной секции показали «Love, Antosha». Это портрет Антона Ельчина, любовно написанный теми, кто считал его родным — от родителей до Дефо, Лоуренс и Кристен Стюарт. И из их воспоминаний складывается еще и посвящение неистребимому духу творчества, воплощением которого, безусловно, был Ельчин.

В программу NEXT, где в прошлом году победил «Поиск», спродюсированный Бекмамбетовым, попал «Give Me Liberty» — следующий после «Дубровского» фильм Кирилла Михановского, на этот раз без литературной основы и Козловского (и даже без Петрова). На премьере отборщики благодарили создателей фильма за то, что они выбрали Санденс — за дебютные «Сны о рыбе» Михановский в 2016 получил премию на каннской Неделе Критики, так что, очевидно, мог и повыбирать. Впрочем, сложно представить себе более подходящий смотр: «Give Me Liberty» в равной степени говорит об американцах, инклюзивности и о свободе вообще.

События «Give Me Liberty» умещаются в один день в уже родном для режиссера Милуоки, штат Висконсин. Вик (Крис Галуст), сын русских эмигрантов с лицом молодого Ди Каприо и совестью святого, работает водителем социального транспорта — доставляет пассажиров с ограниченными возможностями на работу и обратно домой. Не то чтобы Вик не умел говорить «нет» — но он беспрекословно помогает всем, за кого, как ему кажется, он в ответе — и выжившему из ума дедушке, и маме, которой непременно именно сегодня надо вынести из дома диван, и дюжине стариков, которые опаздывают на кладбище проститься с подругой.

Дорога на кладбище пролегает по рабочему маршруту Вика, поэтому в одном микроавтобусе оказываются и старики-эмигранты, и мелкий, но артистичный аферист (Максим Стоянов), и инвалиды, и их босс — симпатичная бойкая афроамериканка в коляске с мечом наперевес — подарок жениху, к которому Вик уже давно ревнует.

«Give Me Liberty» — посвящение не столько нашему человеку на чужбине или исключенным из общества маргиналам, сколько признание в любви семье как трогательному безумию, которое с возрастом крепчает, становясь лишь роднее. Дед Вика совсем выжил из ума: декламирует стихи, боксирует, при любом случае агрессивно готовит курицу, может и пожар устроить. Мама-пианистка, положившая жизнь на то, чтобы вырастить детей «приличными людьми», в итоге оказывается вовсе не маньяком-перфекционистом, а любящим родителем — уж как умеет, но всем сердцем. Танцы в центре занятости для инвалидов, домашний концерт у мамы Вика, «Догори, моя лучинушка» на поминках, хип-хоп на ужине у Трейси, уличные конфликты и протесты — Михановский, наследуя Кассаветису, явно дает актерам волю и лихо и с доброй усмешкой монтирует картины неловкой жизни, перебивая их то джамп-катами, то ч/б, то цифровым шумом.

Этот однодневный роуд-трип по Милуоки изменит и Вика, и всех зрителей — если не растопит сердца, то по крайней мере насмешит. «Give Me Liberty» - редкая для Санденса (да и вообще для 2010-х) комедия характеров, а не положений -достоверные и узнаваемые, лишенные клише и карикатуры, эти герои разной степени аутсайдерства не объединяются, но им здорово удается оставаться собой в своей инаковости, неприспособленными людьми, дорожащими своими странностями — тут есть чему поучиться.