«Суспирия» от Луки

Джалло уже не то

На 75-й Венецианский кинофестиваль все ехали за новой «Суспирией»: ремейк от Луки-нашего-всего-Гуаданьино обещал переосмысление жанра джалло, одним из пионеров которого и был автор оригинальной «Суспирии» Дарио Ардженто: пытка взглядом, длиннющие сцены изощренных убийств, структура порнофильма — казалось бы, что могло пойти не так! Тем более режиссеру уже удалось однажды успешно превратить «Бассейн» в «Большой всплеск» авторским методом с добавлением Тильды Суинтон.

Дмитрий Комм, главный теоретик фильмов ужасов в России, на первом занятии по предмету «Формулы страха в кино» всегда показывал «Суспирию» Ардженто, чтобы задать планку и зарядить студентов на кэмп.

Меннонистка из Огайо Сьюзи (Дакота Джонсон) бежит от семейки с приветом в Берлин-77, чтобы прокачаться в танцах, фашизме и оккультизме. Все эти дисциплины преподаются в танцевальной школе с окнами на Берлинскую стену (худрук — Тильда Суинтон), из которой как раз свинтила левая радикалистка (Хлоя Грейс-Морец). Политический ликбез красной нитью проходит через все 2,5 часа фильма, становясь совсем невыносимым ближе к рождественскому балу в духе «Гарри Поттера»: пока одни студенты неистово прыгают в актовом зале (тоже в красных нитках — про буквализацию метафор у Гуаданьино можно написать диссер «Первый смысл»), другие спасают мир маглов от заговора фашиствующих преподавателей темных искусств, которые просто мечтают жить вечно ценой жизни других.

При всех формальных признаках — от интерьеров северного барокко до извивающихся в агонии женских тел (труп как произведение искусства убийцы), «Суспирия» Гуаданьино, тем не менее, уходит в сильный крен в сторону Хэллоуин спешала в «Симпсонах», когда на двадцатой минуте роль безобидного одуванчика переходит от героини Дакоты Джонсон к еврею-психоаналитику, в войну разлученному с женой и страдающему от чувства вины — да это же все мы, свидетели 20 века, теперь понятно! Отвратительное перевешивает изощренное, а политическое — психологическое: так долго на крючке ужасного не провисишь, а ведь название «Суспирия» именно что обещает знаменитое состояние подвешенности. Хочется, чтобы земля уходила из-под ног в течение всего фильма, а не только когда Дакота Джонсон отрабатывает прыжки.

Этот морализаторский ремейк могло спасти только чудо, и на саундтрек позвали Тома Йорка — не Джонни Гринвудом единым. Он написал дюжину тягучих, минималистичных треков (No Surprises, Том!): синкопа доведет до панической атаки, невнятные завывания поселят отчаяние, даже если (особенно если!) картинку убрать вообще.

Справедливости ради, «Суспирия-2» уже была: после бешеного успеха «Суспирии» Ардженто в Японии местные дистрибьюторы выпустили под таким названием следующий фильм режиссера «Кроваво-красный» — очень хочется сейчас включить именно его.