Дневник Берлинале — The Bookshop

Фильм-открытка про тяжелую судьбу магазина «Фаланстер» в английском рыбацком городке

50-е. В английском прибрежном городке Харборо молодая вдова Флоренс Грин (Эмили Мортмер) решает открыть в полуразвалившемся доме книжный магазин. Суровые провинциалы книжек не читают, а жестокие аристократы (Патришия Кларксон) имеют свои представления о культурной революции: все начинают всячески мешать маленькой, но гордой мечте героини. А у той в арсенале нет ничего, кроме собственной самоотверженности, шелкового платочка и внезапной симпатии местного нелюдима, мрачного Мистера Брундиша (Билл Найи).

The Bookshop надо смотреть как сказку: закадровый голос на заглавных кадрах позволяет снисходительно принять сиропный и неторопливый фильм, который напоминает кукольный домик с гипертрофированной «английскостью»: здесь носят цветастые платья с кашемировыми кофтами и оксфордами, медленно пьют чай с молоком из тонкого фарфора, смахивают пыль с книжек кисточкой со страусиными перьями. На оппозиции между кардинальной британской вежливостью и подавленными страстями построены и диалоги — и порой им действительно не откажешь в остроумии. К сожалению, словоплетение и живописная картинка не могут полностью скрыть неуклюжесть сценария, который ни шатко ни валко подбирается к развязке фильма и вдруг, к большому удивлению зрителя, использует грубую манипуляцию с расчетом наверняка выдавить слезу.

The Bookshop, безусловно, понравится любителям костюмного кино — тем, кто с упоением смотрит «Аббатство Даунтон» и любит рыться в коробках с бабушкиными украшениями, пахнущими старой пудрой и духами «Красная Москва». Сделанный с совершенно искренней любовью к литературе и языку, фильм наверняка будет оценен учителями литературы: за восстановленные оригинальные издания Бредбери, Кингсли Эмиса и Набокова, эстетизацию чтения и безупречный нравственный характер картины, попадающей в категорию «фильмы для всей семьи». Не очень понятно, что этот весьма клишированный и псевдовинтажный фильм делает на крупнейшем европейском фестивале: возможно, из неоспоримости шарма Билла Найи вне зависимости от контекста.