Берлинале 2015: три веселых фильма

gone-with-the-bullets

Кинофестивали по праву считаются сборищем снобов и фильмов-которые-все-завтра-забудут. В качестве опровержения рассказываем о трех самых веселых фильмах Берлинале, которые дадут фору вашим би-мувиз по месту жительства.

«Унесенные пулями» / Gone With the Bullets (реж. Цзян Вэнь)

Еще одна ода кинематографу, созданная некогда опальным, а сейчас вполне мэйнстримный Цзян Вэнем. Эпик открывается скрупулезно воссозданной начальной сценой «Крестного отца», только с адаптированным диалогом: «Когда я очнулся, была уже республика!» Шанхайские мафиози решают отмывать деньги, устроив грандиозный конкурс красоты, что позволяет процитировать уже и канонические постановки Басби Беркли, и танцевальные номера Фреда Астэра. Победительница так хороша, что останавливает войну на Украине, но в тот же день погибает при странных обстоятельствах. Расследованию и посвящено остальное экранное время. Чистые цвета как в первые годы Техниколора, бесшабашный монтаж вслед за летящей пулей, Пуччини, Вагнер и сцена на перроне из «Короткой встречи» под «Прощание славянки», фашистские марши под занавес… Вся эта феерия затевалась не только для того, чтобы продемонстрировать Терренсу Малику, как надо было правильно включать «Пер Гюнта» Грига, но и рассказывает историю происхождения китайского кинематографа: оказывается, фильм основан на реальной истории убийства, которая и стала первым сюжетом в китайском кино 120 лет назад.

«14+» (реж. Сергей Зайцев)

14

«14+» Сергея Зайцева дублирует название специальной программы Берлинале — фильмы о подростках снимают достаточно часто, чтобы составить достойную программу фестиваля на маргинальную тему вроде кино о еде или ЛГБТ. История любви малолеток из враждующих кланов школ не обещает новаторства и откровений, но очаровывает с первых кадров тем же, что и прошлогодний Линклейтер: ты узнаешь эти разрисованные учебники по биологии, учителей среднего звена, неловкие дискотеки. Леша — обычный тинейджер, который выглядит куда младше одноклассниц, все еще носит футболки с Бартом Симпсоном (на первое свидание) и Супермэном (на стрелку). В то же время Леше, похоже, достается ностальгия поколения режиссера: плакат с «Братом 2», «Зеленоглазое такси» в качестве медляка на дискотеке, Сега и даже Creep Radiohead — это круче, чем Coldplay в «Отрочестве». Это не фильм из разряда «все тинейджеры счастливы одинаково». Эти подростки, конечно, другие: для них аудиокассетник — настоящий раритет, а ключевые события жизни протекают в дигитальном мире: влюбляются в профиль Вконтакте, приходят на стрелку, чтобы снять ее на мобильник, и даже кастинг фильма проходил по личным страницам ребят в соцсетях.

«Путешествие Часуке» / Ten no chasuke (реж. Хироюки Танака)

CHASUKE-Still1-creditOFFICE_KITANO

Абсурдная комедия о том, как геймизация южноазиатской культуры достигла небесной канцелярии: сотни ангелов корпят над свитками, пишут судьбы людей и соревнуются в изощренности уничтожения людишек других «игроков». Один из ангелов спускается на Землю, чтобы спасти от нелепой смерти девушку Юри, и по ходу дела встречает простых смертных с не менее бездарными биографиями. Ангелы-сценаристы и правда не блещут изобретательностью: в жизнях героев то и дело мелькают сюжеты то «Титаника», то «Призрака». Когда истории человечества становятся банальными до невыносимости (эта универсальная нехватка сильных сценаристов!), сверху приходит новая директива — авангард! Дела тут же идут на поправку: десять бездомных оказываются бывшими руководителями компаний и дают приемному сыну образование получше MBA, а наш ангел начинает мстить непутевым сценаристам, исцеляя неизлечимых страждущих. Фильм превращается не только в битву сценаристов, которая множит сюжетные линии как в хорошем квесте, но и в соревнование продакшн-дизайнеров: каждый референс, будь то Чаплин или Иисус, демонстрирует остроумие и знание вековых контекстов.